Изготовление модульного железобетонного корпуса

Компания «ТионСтройинвест» занимается строительством надстроек на железобетонных корпусах и ремонтом железобетонных корпусов судов уже больше 20 лет.

В 2011 году инженеры компании приступили к реализации идеи проектирования композитного (железобетон, сталь) модульного корпуса. Инновационная суть идеи композитного корпуса состоит в том, что борта и днище корпуса, т.е. то что входит в соприкосновение с водой, состоит из железобетона, а несущие внутренние переборки - из стали. Это дало возможность облегчить общий вес судна, увеличить его грузоподъёмность и в целом удешевить проект и сократить сроки постройки без сокращения сроков эксплуатации. Кроме этого, был применён принцип модульного строительства, т.е. корпус собирается из модулей 24х16х4 м. Вместе могут быть собраны до 4-х модулей, которые собираются на стапеле и стыкуются уже в воде. Соответственно длина корпусов в зависимости от назначения судна может варьировать от 48 м (два модуля) до максимальной длины судна 96 м (четыре модуля).

 

В трюме каждого модуля предусматриваются 3 поперечные переборки, которые делят его на 4 отсека, размерами 6х16 м (площадь каждого отсека составляет 96 м2). Также несомненным преимуществом данного проекта является высота борта корпуса, которая составляет 4 м, это позволяет использовать трюмные помещения не только, как технические, но и для проживания и работы персонала. Большое раскрытие палубы создает дополнительные возможности при выборе материала и размещении входов в трюм. Это так же даёт увеличение грузоподъёмности и удобство при дальнейшем проектировании и строительстве надстройки. Кроме этого несомненным плюсом является возможная транспортировка отдельных модулей со сборкой их в единый корпус уже на месте постоянной дислокации.

 

В качестве унифицированной основы для постройки дебаркадеров мы используем 4 типовых модуля железобетонного корпуса.

.
Варианты модульных железобетонных корпусов
  IIIIIIIV
Класс РРР   "Р" 1,2 "Р" 1,2 "Р" 1,2 "Р" 1,2
Длина корпуса м 24 48 72 96
Ширина корпуса м 16,0 16,0 16,0 16,0
Высота борта м 4,0 4,0 4,0 4,0
Доковый вес т 412 758 1044 1332
Грузоподъемность т 990 2050 3160 4280
Осадка порожнем м 1,07 0,99 0,91 0,87
Осадка в грузу м 3,66 3,66 3,66 3,66
Материал корпуса   Композитный сталежелезобетонный корпус
Марка бетона   В40
Марка арматуры   А-III
Марка стали   Ст3

В августе 2014 года на нашей судоверфи вблизи г. Коломна построен и сдан Российскому Речному Регистру головной композитный (железобетон-сталь) модульный корпус с размерениями 72х16х4 м, построенный по проекту К01, разработанному конструкторами ООО "ТиОН-Стройинвест". Проект К01 композитного корпуса принят и одобрен Российским Речным Регистром в соответствии с письмом No МФ-П587-1964 от 07.11.2012. Строительство корпусов и надстроек судов ведется под техническим надзором РРР.

Спуск каждого модуля производился по технологии спуска судов на воду при помощи пневматических баллонов. Баллоны в спущенном виде заводились под модуль и накачивались сжатым воздухом. После этого модуль при помощи лебедок передвигался к наклонной части стапеля, ведущей непосредственно к воде. Спуск модуля производился на баллонах, как на своеобразных катках. При этом спуск был управляемым и скорость спуска регулировалась с помощью лебедок, расположенных в голове стапеля.

В соответствии с требованиями заказчика на железобетонных корпусах могут устанавливаться надстройки различного назначения с оформлением документов Российского Речного Регистра на право плавания.

Все судостроительные работы выполняются с использованием отраслевой руководящей и нормативной документации, в том числе следующих нормативных документов компании, согласованных Российским Речным Регистром:

  • ТУ № 07/06-01 от 07.06.2012 «Бетон для конструкций корпусов и надстроек судов с классом РРР. Технические условия»;
  • ТИ № 09/11-02 от 09.11.2012 «Испытания на непроницаемость железобетонных корпусов судов в постройке, изготовленных с применением бетона по ТУ № 07/06-01 от 07.06.2012. Технологическая инструкция»;
  • МУ № 17/08-01 от 17.08.2012 «Дефектация железобетонного корпуса судна. Методические указания»;
  • ТУ № 11/10-02 от 11.10.2012 «Торкрет-бетон в изготовлении, переоборудовании, модернизации, обновлении и ремонте судов с классом РРР. Технические условия».